html clock скрипт часов для сайта
ЖМИ НА КАРТИНКУ - ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ!!!

РОДной форум

Объявление

Форум без цензуры...18+...4 рубрики будут видны после регистрации! регистрируйся и друзей приводи!!! Для тех кто не может войти на форум:ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОДСКАЗКОЙ "ЗАБЫЛИ ПАРОЛЬ?"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » РОДной форум » Летопись » Нож в славянских традициях и обрядах


Нож в славянских традициях и обрядах

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Ссылка

http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/4233397ac4635b2b1bdbc9bfec581da5.jpg

Мы до того привыкли к ножу, что пользуясь им каждый день, не задумываемся каким предметом владеем. Он как воздух, которым дышим, замечаем только когда он отсутствует.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/af4f2649c0433f9b03d127136010b75f.jpg
Нож самый первый предмет, который изобрёл человек много тысяч лет тому назад. Само слово нож известно всем от младенца до старца, но как появилось оно знают немногие. Наши предки использовали в бою длинные мечи, сабли, копья когда дело доходило до боя, рукопашного в ход шли короткие, крепившиеся к ноге ножные мечи. Со временем слово меч отпало, а нож-ной сократили до короткого – нож. Этим словом до сих пор мы и обозначаем этот древнейший предмет. Как видим, у этого предмета большая, можно даже сказать великая история, а историю надо изучать, знать, хранить! Где история, там традиции и обряды. А обрядов связанных с ножом, множество и это логично. Одних названий самого ножа более тридцати!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка - 31 и это ещё не всё.

http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/b322b673bde26d1bd5f8e756f5d4b067.jpg
Нож использовали как во время приготовления пищи (резка хлеба, овощей, мяса и т.д.), так и для различных хозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, в гончарном и сапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...

Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.

http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/1c797fca4e0e7474b5d87e491873dd11.jpg

Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, - режиссеры этот прием широко используют в кино).

Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже.

Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож наберёт его энергетику (вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам).

Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/3b7838f67ebac4be47d23d7a001ae406.jpg
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь. Не трудно понять как хорошо им владели (представьте, Вам подарили в детстве автомат Калашникова и разрешили стрелять в тире,
постоянно обучали приёмам стрельбы - только дебил не выучился бы хорошо стрелять!)

Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.
Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.

Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.
При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.

В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.
Применение и ношение ножа строго регламентировалось.

Известны три способа ношения:
1- на поясе,
2- в голенище сапога,
3- в кармане на груди.

Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.
Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.

Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужеств. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.

Атрибутом мужского начала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образ конкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена, пониже пупка?» Ответ: «кинжал».

2

В народной традиции оберег от нечистой силы. У восточных и западных славян считалось, что НОЖ, брошенный в вихрь, ранит черта и на нем останется кровь.

НОЖ и другие металлические предметы сопровождали человека, когда он считался наиболее уязвимым для воздействия нечистой силы. В первую очередь их использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В Гомельской области мальчику клали в колыбель НОЖ, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В 1920-х гг. в Житомирском районе во время похорон клали в колыбель НОЖ или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье, выходя из дома после родов, женщина затыкала за пояс НОЖ. (реже — ключ или гвоздь). Там же мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. На Украине кум и кума, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через НОЖ, положенный у порога или на порог. Так поступали, «чтобы к ребенку, еще не крещенному, не мог подступить нечистый дух».

В Белоруссии и на Украине широко практиковалось процеживание молока через НОЖ, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на НОЖ, положенный под цедилкой на подойник, этим «ведьме перерезаешь язык». Вместе с тем в быличках НОЖ описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко у коров. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху НОЖ, и подставляет доенку, молоко так и бежит струёй с НОЖА.

В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой НОЖ и произносил заговор, в котором просил Егория «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал НОЖ в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал НОЖ из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку НОЖ или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену, Обегание хлева с НОЖОМ или косой выражает идею, которая в заговорах передается мотивом «железной стены» до неба; втыкание НОЖА в стену хлева как бы замыкает эту железную стену на замок.

В Ровенской и Волынской областях известны случаи, когда во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу НОЖ, чтобы гости меньше ели.

В Черниговской губернии во время приготовления свадебного каравая после того, как тесто вынимали из дежи и начинали месить на столе, в середину пустой дежи втыкали острый НОЖ и пели:

«Коло дiжи чотирi ножи,
А пятий на послузi,
Коло дiжи свiчи палають,
А на столi коровай бiгають».

По-видимому, НОЖ, как и горящие свечи, символизируют собой работающих каравайниц, в белорусских «каравайных» песнях сила каравайницы упоминается вместе с НОЖOM, которые как бы принимают участие в замешивании каравая:

«Чатыры ножи у дзяжи,
Пятая моя сила
Коровай замясила...»

3

Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси нож являлся атрибутом любого свободного человека. Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определенном возрасте, получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?

Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.

Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, было найдено 1358 ножей. Цифры впечатляют, не правда ли?

Такое впечатление, что ножи просто пачками теряли. Но это конечно не так. Даже если принимать во внимание коррозию пролежавшего в земле сотни лет металла, все равно видно, что многие ножей выщерблены и обломаны, то есть утратили свои рабочие функции. Напрашивается вывод о не очень высоком качестве изделий древних кузнецов... На самом деле их качество было относительным – так же как и в наше время. Были качественные ножи, которые стоили дорого, а был копеечный ширпотреб. В первую категорию как раз и входили те ножи, которые на Руси носил на поясе любой свободный человек, независимо от его пола. Такие ножи были достаточно качественными и по современным меркам. Стоили они хороших денег. Вторую категорию составляли те ножи, чье качество было несравненно ниже китайской нержавейки на раскладках. Они действительно часто просто ломались. Когда такое случалось, их отдавали кузнецам на перековку. А чаще с досады швыряли “куда подальше, с глаз долой”.

Но мы не позволим себе неуважительных реплик в адрес древнерусских кузнецов. Их возможности и технический арсенал были весьма ограничены. Наш современник, даже очень высокого уровня кузнец, лишенный качественных сталей и инструментов для ее обработки, мало что сможет сделать в таких условиях. Поэтому отвесим древним кузнецам глубокий поклон – они лучшие, потому что были первыми!

4

Нож — является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).

Нож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали Нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.

Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя Нож при кормлении грудью ребенка. На Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали Нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.

У восточных и западных славян считалось, что Нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Нож, освященный на Пасху.

Особое магическое значение приписывали Ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка. В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Нож в то место, на котором упал ребенок.

В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Нож в порог и говорили: «Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь», после этого через Нож переводили корову. В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Нож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Нож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Нож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину. В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой Нож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Нож, серп или иголки. Например, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Нож , положенный под цедилкой на подойник, — этим «ведьме перерезаешь язык».

Вместе с тем в быличках Нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Нож в соху, столб или дерево — и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Нож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Ножа .

В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Нож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.

В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.).

Нож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Нож и держала его при себе сложенным во время венчания.

Обращение с Ножом регламентировалось множеством правил и запретов. По поверьям восточных славян, если Нож лежит на столе лезвием кверху — быть ссоре; нельзя есть с Ножа — будешь сердитым. Нельзя играть ножом — будет ссора; если найдешь Нож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.). Нельзя водить ножом по молоку или сметане — от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.). Нельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.). Не оставляй Нож на ночь на столе — лукавый зарежет; нельзя дарить Нож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.). Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего. В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Нож , чтобы гости меньше ели.

В Польше под Рождество гадали с Ножом о будущем урожае: клали Нож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Нового года; если Нож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога — то пшеница

5

"Нож, один из древнейших славянских видов оружия и средства выживания. Нож у славян – оружие универсальное, военно-охотничье. Короткоклинковое оружие в древнерусском арсенале было представлено ножами и, позднее, кинжалами. От нождлинноклинкового этот тип отличается размером рабочей части, не превышающим полуметра, более разнообразными формами клинка; различие же вышеупомянутых видов состояло в форме лезвия, функциональных особенностях и количестве заточенных сторон.

Ножи, по сути дела, были скорее инструментом, нежели оружием. Они имели одностороннюю заточку, хотя для облегчения проникновения при колющих ударах лезвие немного затачивали со стороны обуха, примерно на 5-6 см. Для русских ножей характерен широкий массивный тяжелый клинок, более напоминающий тесак, как правило, предназначенный для рубки. Острие и сам клинок имели преимущественно мечевидную форму.

Носили ножи за поясом. Распространенный в Европе способ ношения за голенищем на Руси не отмечен, вероятно, по той причине, что русские сапоги подгонялись по ноге, и спрятать в них оружие было попросту невозможно. Так что многочисленные русичи – герои художественных произведений, достающие «засапожники», выглядят странновато.

Что касается кинжалов, появление их в XIII веке объясняется усилением защитного доспеха, в частности, появлением пластинчатой брони. Кинжал (от арабского «ханджар» – значение не совсем известно) – «колюще-рубящее холодное оружие с коротким прямым или изогнутым, одно– или двухлезвийным клинком и рукояткой». Так говорит словарь. В это определение следует внести небольшие поправки, касающиеся непосредственно русского кинжала. Он имел в основном двустороннюю заточку и, как правило, предназначался для колющих ударов, его тонкий клинок легко проникал в щель между пластин, нанося глубокие колотые раны. Изогнутые кинжалы применялись на юге и востоке. Помимо рукоятки, имелась также гарда; оружие представляло собой уменьшенный аналог меча. Носили его так же, за поясом, изредка прятали в рукав.

Но, следует отметить, кинжалы на Руси не прижились. В основном из-за отсутствия универсальности.

Гарды как ножей, так и кинжалов были преимущественно крестообразными и относительно небольшими по размеру. Держали два вида оружия по-разному: при кинжальном хвате в гарду упирался большой палец, при ножевом – мизинец, что позволяло наносить соответственно колющие и рубящие удары.

Фактически, нож – единственное холодное оружие, применяемое и поныне как в армии, так и в быту, имеющее множество модификаций. Кинжалы трансформировались в бебуты, один из вспомогательных видов холодного оружия, применявшийся пулеметными командами Красной Армии, и штыки-багинеты, перестав существовать как самостоятельный вид. Также нож был незаменимым охотничьим инструментом. Вооруженный добрым луком и хорошим ножом, охотник чувствовал себя в лесу вольготно, даже при встрече с медведем. Нож помогал в случае необходимости разделать добычу прямо на месте, в лесу и домой относить по частям.

Следует обратить внимание на то, что из всего богатейшего арсенала наших предков практически без особых изменений сохранились только ножи".
Н. Н. Лавров "Булат, Дамаск, Холодное Оружие"

6

"Русские ножи подразделяются на четыре вида. Их конструкция в окончательной форме сложилась в XVI-XVII веках и просуществовала до нашего времени. Названия видов русских ножей имеют исторические корни и происходят, как правило, от места хранения их при себе хозяина. Это поясные, полевые, засапожные и подсаадашные ножи.

Поясные ножи располагались в ножнах на поясе. По форме клинка это был кинжал длиной 20 см. Лезвие имело обоюдоострую заточку. На конце плоской рукояти закреплялись металлическая шляпка или винт.

Клинок полевых ножей, подобно поясным, имел прямую форму однако он был шире, а в длину составлял 15-16 см. Заточка была односторонней, а рукоять — круглой или овальной формы.

Засапожный нож располагался в голенище сапога, по большей части правого. Клинок его был длинный, 20-25 см, изогнутой формы, рукоять — круглая или овальная.

Подсаадашный нож по форме сходен с засапожным, но лезвие его имеет большую ширину, одностороннюю заточку, а длина клинка — 15-18 см. Нож располагался в саадаке — кол' чане для стрел, откуда и произошло название оружия. Подсаадашные ножи по размерам были иногда длиннее и шире, и имели одно лезвие, изогнутое вверх, что обеспечивало эффективное пробивание кольчуги. Привешивались они с левой стороны на пояс, чуть ниже саадака - лука в налучье и колчана со стрелами (полного вооружения конного воина).

Особенностью русских ножей являлось клинообразное поперечное сечение лезвий, наибольшую толщину клинок имеет в обухе. Рукоять состояла из двух половин, приклепывающихся к хвостовику, или выполнялась из цельного куска дерева либо кости и насаживалась на заднюю заостренную часть полосы металла, из которой изготавливался клинок. В этом случае в торце хвостовик расклепывался с использованием металлической прокладки между ним и рукоятью. "

"Ножи, относящиеся к финским, объединены в две основные группы. Наиболее известны ножи под названием «Илве». Клинок таких ножей выполняется однолезвийным, с обоюдоострой заточкой на конце. В верхней части слегка изогнутый конец переходит в прямой обух. В разрезе клинок может иметь вид треугольника с основанием в обухе и со сторонами, сходящимися в месте заточенной режущей поверхности. Разрез также может иметь пятиугольный контур, когда боковые поверхности идут от обуха параллельно и примерно с половины ширины клинка подвергаются заточке.

Рукоять изготавливается из твердых пород дерева. Цельная рукоять надевается на заостренный хвостовик и фиксируется расклепкой в торцевой части, как и при изготовлении рукоятей русского ножа. Между клинком и рукоятью помещается металлическое кольцо в качестве разграничителя. На торце имеется слегка изогнутый выступ. Рукоять обычно имеет овальную форму.

Вторую группу составляют ножи под названием «Лаап ». Их клинок шире клинка типа «Ил-ве», а его лезвие заточено параллельно обуху и резко изгибается у острия. Рукоять изготавливается традиционным для финских ножей, уже описанным способом. Длина клинков обоих типов оружия составляет от 9 до 15 см.

Материалом для изготовления ножен служит кожа. Глубина их при кройке рассчитывается так, чтобы снаружи оставался выступ на торце рукояти.

Форма ножей, используемых народами Сибири и Крайнего Севера, обусловлена их функциональной направленностью. Традиционными занятиями этих народностей являются охота и рыболовство. Соответственно, ножи должны быть максимально приспособлены под эти нужды, а именно для разделки и свежевания туш и обработки рыбы. Надо отметить, что у этих народов совершенно отсутствуют традиции применения ножей в качестве боевого оружия.

Конструкция северных и сибирских ножей достаточно проста. Клинок имеет одностороннюю заточку, прямой обух и постепенно сужающееся к острию лезвие. Длина клинка, в зависимости от цели употребления, может достигать 50 см. Из-за отсутствия сырья материалом для изготовления ножей служит переработанный металл других изделий.

Рукояти на Севере выполняются из рога оленя или костей морских животных, в Сибири — из дерева. Ножны делаются из кожи или дерева, в последнем случае они скрепляются полосками металла. "

7

https://pp.vk.me/c837227/v837227178/20278/_f4EfB5oS_k.jpg


Вы здесь » РОДной форум » Летопись » Нож в славянских традициях и обрядах